ЧТО ТАКОЕ КОНТРАФАКТ.

 В бытовом смысле под контрафактом понимается подделка, в юридическом дополняется еще и оригинальная продукция, но используемая без согласия правообладателя или с нарушениями договора. В контексте нашего диалога под контрафактом будем понимать подделку.


ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОНТРАФАКТА: 

• Подделка упаковки (с товарным знаком) и подделка самой продукции. 

• Оригинальная упаковка (бывшая в употреблении) и подделка самой продукции. 

• Оригинальная упаковка (бывшая в употреблении) и оригинальная продукции (бывшая в употреблении) и выдаваемая за новую. 

• Использование имитации (Look-alike) сделанной «под бренд». Обозначение используется не тождественное, а имеет незначительные отличия, ведущие к заблуждению потребителя относительно производителя продукции. Данная продукция имеет обозначение сходное до степени смешения с оригинальным брендом и призвана запутать покупателей и тем самым забрать долю рынка оригинального бренда. Последнее время использование лук-элайков очень популярно, так как с откровенной подделкой уже местами опасно заниматься, а вот с лук-элайками по-сложнее. При этом доходность не ниже откровенной подделки, а продвижение и продажи осуществляются по сути за счет маркетинга и продвижения оригинального бренда.

СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ.

Есть два метода определения контрафактной продукции: 

1. Бытовой. 

• Осмотр качества упаковки. 

• Осмотр текста (на опечатки). 

• Проверка QR кодов, через приложение (при наличии). 

• Проверка содержимого. 

• Осмотр клея. 

2. Профессиональный. 

Определить признаки контрафактной продукции можно несколькими способами в зависимости от категории обследуемого товара, его предназначения прочих характеристик. Кроме оценки соответствия оригинальной продукции, в определении контрафакта помогут: компьютерно-техническая экспертиза, позволяющая обнаружить и идентифицировать программное обеспечение; товароведческое исследование, оценивающее качество и потребительские характеристики объекта; химическая экспертиза, определяющая вещества и материалы, из которых изготовлен товар, а также их состав; исследование документов на продукцию на предмет их подлинности, и прочие лабораторные экспертизы. Комплекс исследований достоверно установит наличие признаков некачественной или поддельной продукции и станет основным доказательством при обращении в суд.

Виды ответственности

Вред от контрафакта.

ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ С КОНТРАФАКТОМ. 

В качестве образцовой программы по борьбе с контрафактом можно назвать HP ACF Program, которая существует десятки лет и позволяется эффективно бороться с контрафактом во всем мире. Каждый бренд (Правообладатель) сам определяет методы, подходы, а также рамки борьбы с контрафактом. 

При этом, как правило, программа борьбы с контрафактом содержит из следующих элементов: 

• ежегодное обучение "полевых" сотрудников по: 

  •  Признакам контрафактной продукции. 
  • Сертификации экспертов для дачи заключений о контрафактности. 

• Постоянный анализ: 

  •  Доли рынка (оригинал/контрафакт) 
  •  Наиболее подделываемые модели (SKU) продукции 
  • Каналы реализации контрафактной продукции. 

• Осуществления бесплатных инспекций поставок клиентам – Customer Delivery Inspection (CDI) 

• Рекламная компания – будьте внимательны контрафакт. 

• Внедрение специальных признаков в дизайн упаковки (workart) 

  • Исскуственные малозаметнные опечатки/точки/линии. 
  • Малозаметные разрезы/вырезы. 
  • Использование голограмм. 
  • Использование специальных кодов (на упаковке и самой продукции) 
  • Использование QR кодов. 
  • Предупредительных знаков. 

• Обучение правоохранительных и иных органов (таможни, полиции, государственных экспертов и тд.) 

• Проведение семинаров, круглых столов с правоохранительными органами для обсуждения поиска эффективных методов борьбы с контрафактом. 

• Формирование базы правоприменительной практики (постановлений следователей/ судебных актов). 

• Использование специальной CRM для работы и контроля за антиконтрафактной программой: 

  • Использование форм сигналов для сбора информации о подозрительных Субъектах. 
  • Отслеживание информации о работе по каждому Субъекту (от сигнала до акта право применения). 
  • Сбор информации для аналитики (доля рынка, каналы продаж контрафакта). 
  • Формирование отчетности. 

• Обучение собственных региональных менеджеров, для эффективности контроля. 

• Управление бюджетом. Определение и достижение конкретных результатов (KPI).

ЧТО ОБЫЧНО ПОДДЕЛЫВАЕТСЯ. 

Контрафактный бизнес ориентирован на сверх доходы т. е. за счет минимальных расходов (себестоимости) получить большую маржу. При этом, имеет значение и скорость оборотов контрафактной продукции, в связи с чем подделывается как обычно: 

• Только самые популярная (обычно не дорогие SKU) и продаваемая продукция оригинального бренда т. н. лидеры продаж. 

• Простая в производстве продукция. Примеры ниже: 

Сфера ИТ 

- Практически не подделываются: Компьютеры, Серверы, Ноутбуки, принтеры и МФУ

- Подделываются:  Аксессуары и комплектующие: шнуры, зарядки, флешки, жесткие диски, мышки, картриджи и тп. 

Авто 

- Практически не подделываются: Автотранспортные средства, Мотоциклы и тд 

- Подделываются: Аксессуары и запасные части: тормозные колодки, свечи, ремни, значки, моторное масло и тд. 

Бытовая химия 

- Практически не подделываются: Узко-специализированная бытовая химия 

- Подделываются: Массовая: зубная паста, щётки, шампуни, дезодоранты и тп.